«Человеку стоит жить на свете не всем, а только тем, что осмысливает и освящает его жизнь и самою его смерть» И.А. Ильин
Рубан Ольга Ивановна, дианалитик,
Директор АНО «Новосибирский Центр Медиации».
Отсутствие смысла в жизни человека несовместимо с самой жизнью. Именно такую бессмысленную жизнь навязывает нам общество потребления. А ритм и количество соблазнов столь велико, что человеку, действительно, некогда остановиться и подумать, куда бегу, а главное, зачем и для чего? Возможно, кому-то и удаётся «проскочить» по жизни, особо не задумываясь, но это маловероятно. Буддийская притча повествует о том, как безутешная женщина, потерявшая единственную, горячо любимую дочь обратилась к Гаутаме с просьбой повернуть вспять событие. Гаутама согласился, с одним лишь условием, женщина должна опросить всех жителей селения и если найдётся, хотя бы один человек, которого обошли стороной горести, страдания и самая смерть, женщина сможет повторить этот путь. Таких людей не оказалось.
Для тех, кто предпочитает не прятать голову в песок, а задавать вопросы себе и миру «по существу», творчество великого, не до конца оценённого русского философа Ивана Александровича Ильина – живительный источник.
Одним из условий полнокровной осмысленной жизни, по мнению философа, является её Предметность. С дианалитической точки зрения Предметность соотносится с пятым моментом пентады – нестановящееся, путеводная звезда, светом нетленным освящающая жизнь Личности. «Предмет есть некая живая и священная стихия, субстанция или «эссенция» духовной жизни, которая несет человеку множество драгоценных даров».(1, с.149)
Каждое живое существо на земле имеет некую цель. Многие цели обслуживают личные потребности, однако, помимо субъективных и своекорыстных целей, есть та, что приподнимает живое существо над животностью. Движимая инстинктом продолжения рода самка отдаёт свою жизнь за детёныша. И в этом акте есть надживотное начало. У человека этот потенциал несоизмеримо выше и прекрасней. И ради этой большой главной важной и последней цели и стоит жить.
Предметные люди знают и узнают друг друга, встреча с предметным человеком оставляет неизгладимое впечатление, ощущение соприкосновения с чем то очень значимым. Особый дух искания, ответственности и служения присущ этим людям. Среди них те, кто вошёл в историю, как Конфуций и Сократ, а так же те, чей подвиг достойной человеческой жизни сокрыт в материнском служении, профессиональной преданности, чистоплотности человеческих взаимоотношений.
Предметность – выход за пределы человеческой ограниченности и своекорыстия. Чтобы найти себе настоящее и достойное содержание жизни нужно соотнести два измерения: субъективно личное и объективно ценностное. Первое измерение определяет мою цельность, искренность и живой интерес. Второе измерение определяет истинную цену моей цели, действительно ли моя цель оправдана, действительно ли стоит ради этой цели жить, а при необходимости умереть.
Только совпадение двух этих измерений делает жизнь человека по-настоящему предметной. В жизни же встречаются различные варианты и перепутья. Бывает, что человек искренне, страстно, бескорыстно предан пустой идее, заблуждению, соблазну. И тогда в конце, как у Ницше: «Так это и была жизнь?». Бывает, что и цель высока, да холоден человек в трезвой оценке значимости этой цели, нет живой сердечности, теплоты и естественности. Не согревает свет далёкой звезды, не раскрывается душа в служении и преданности делу, всё – суета. Бывает и так, что субъективно холодный человек холодно рассуждает о беспредметных и соблазнительных целях. «Однако верна и духовно значительна четвёртая возможность, когда человек искренно, цельно и деятельно предан Предметной цели, т.е. делу Божьему на земле, например, церкви, науке, искусству, духовному воспитанию своего народа, организации справедливой жизни, спасению своей родины, выработке свободного и справедливого права. И эта возможность есть единственно верная».(2, с.147-148).
Литература:
И.А. Ильин, Наши задачи. Историческая судьба и будущее России, в 2-х томах, т.2, М., 1992г.